Там чужой и здесь не свой

У вашего ребенка проблемы в школе? С родителями чуть ли не каждый день ссорится? Жалуется, что лучший друг его не понимает, да и вообще никто не понимает, что он – один-одинешенек? Наверное, многие мамы и папы сталкиваются с подобными проблемами, ищут ответы, как помочь своему сыну или дочке в этой ситуации. Попробуем найти рецепты от одиночества вашего ребенка-подростка.

…Отец 14-летней Ани попросил вылечить дочку, которая, по его словам,

«учиться стала плохо, ни с кем не хочет разговаривать, никуда не ходит, подруг у нее нет». А недавно, как выяснил отец Ани, она подружилась с каким-то грузчиком. Папа накричал на девочку, «так она в отместку руку спичками жгла».

Сама Аня только и мечтает с кем-нибудь поговорить. О себе и своем одиночестве. Аня рассказала свою «страшную историю».  «Я совсем одна. От родителей слышу только «оденься теплее, поешь горячего, ложись спать вовремя». Одноклассники меня иначе как Чебурашкой не называют – за мои большие уши, которые я прячу под стрижкой каре, но они все равно видны. Прозвище вроде безобидное, но когда десять раз на день его слышишь, просто удавиться хочется. Вот я и перестала со всеми разговаривать. Дома вроде как не своя и в классе – чужая… Дружбы с девчонками у меня никогда не получалось. Может, потому, что не люблю обсуждать всякую чепуху про лайки в «ВКонтакте» и модные тряпки. Да и не ношу ничего такого, чтобы на меня все глазели и завидовали. С ребятами никакой дружбы и подавно нет. Кто же будет дружить с такой лопоухой?! Я даже на дискотеке ни разу не была. Все дома и дома, одна и одна. Раньше уроки учила, хотелось обязательно десятку получить. А теперь скучно стало – и уроки, и десятки…» А грузчик, о котором папа говорил, на самом деле студент, грузчиком в детском магазине просто подрабатывал, упаковывал заказы в корзины для игрушек. Он, кажется, первый, кто вообще не замечал Аниных больших ушей. Они вместе пару раз гуляли, разговаривали. Точнее, Аня ему о своем одиночестве рассказывала, а он слушал. А потом студент исчез. Из магазина уволился, на звонки не отвечал. И школьница снова оказалась совсем одна. А жгла руку спичками, чтобы «попугать папу».

 

Что посоветовать в этой ситуации родителям Ани и самой девочке-подростку?

 

Прежде всего, нужно помочь ребенку понять и осознать: нельзя делать себя

заложником своих же искаженных, ложных представлений о себе. Мол, я некрасивая, надо мной потешаются, значит, отгорожусь от всех стеной. Не буду ни с кем дружить, разговаривать, даже учиться хорошо не буду, хотя и могу. В такой ситуации всегда неизбежно проигрываешь. Нужно найти– а они обязательно есть!– в своей внешности, характере, поведении привлекательные черты. Найти в себе силу и уверенность, которые и помогут выдерживать насмешки. Когда одноклассники увидят, что подросток уверен в себе, спокоен, не обижается, когда его дразнят, то постепенно перестанут дразнить – им это станет неинтересно. Важно также убедить дочку или сына полюбить себя, чаще улыбаться. Ведь человеку, который хорошо относится к себе, легче хорошо относиться и к другим людям, дружить с ними. И одиноким он никогда не будет, пусть даже уши, как у Чебурашки, или огненно-рыжие веснушки на лице.

 

Необходимо учить подростка самоконтролю и чувству собственного достоинства. Даже если он слышит в свой адрес обидное прозвище, не стоит обижаться, говорить что-нибудь язвительное в ответ. Смолчать в определенной ситуации, не реагировать или разрядить обстановку шуткой – это также способ общения, а значит, шаг от одиночества. Если бы Аня сама не подогревала азарт одноклассников обидами и демонстративным игнорированием в ответ на шутливое прозвище, им, скорее всего, через неделю-другую просто наскучило бы называть ее Чебурашкой.

Некоторым ребятам трудно наладить контакт с окружающими из-за постоянной зацикленности на своих проблемах. Вот и Аня в них погрузилась, совсем не замечая, что вокруг так много интересного и важного. Даже своему новому знакомому студенту она рассказывала лишь о своих горестях. Парень поначалу слушал, а потом наверняка стало неинтересно, и он избавился и от этих сетований, и от самой Ани. Всегда нужно помнить, что ситуации, характерные для отношений с одноклассниками, могут быть неинтересны другим людям. У них свой класс, свои проблемы, свои интересы. Старайтесь в разговоре находить общие темы: спорт, музыка, отдых. Важно знать, что этапы взросления, принятия новой, «взрослой» роли напоминают этапы переживания стресса. Сначала – отрицание: «мне никто не нужен», агрессия: «я злюсь на себя и взрослых», торг с судьбой: «вот попугаю папу, посмотрим, что из этого выйдет». А потом человек начинает делать выбор и самостоятельные взрослые шаги. Вместе с сыном или дочкой постарайтесь определить, какие это будут шаги. Первый – перестать обижаться на всех, постараться наладить контакт с одноклассниками. И просто радоваться жизни! Такая программа поведения поможет всем, кто оказался в ситуации одиночества, достойно его преодолеть.

share post:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *